Бронирование отелей в Греции он-лайн



чартер билет



новые правила въезда в шенген

Антониос Милиаракис. Разграбление скульптур Парфенона

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6

Описание ужасной катастрофы известного памятника
Первое издание. Афины. 1888

Антониос Милиаракис родился в Афинах в 1841 году. Будучи еще студентом начального курса Афинского Университета, был временно принят на службы в греческий парламент в качестве стенографиста. Его постоянным занятием это стало с 1872 года.

Милиаракис посвятил себя исследованию греческой топографии и истории. Опубликовал бесчисленное множество статей по обоим этим предметом и стал признанным авторитетом в области географии в Греции. Эти изыскания привели его, в числе прочих вещей, к обнаружению в 1878 году андросской рукописи «Девгенева Деяния», опубликованной им в 1882.

Он был одним из основателей греческого Исторического и Этнологического общества, и первоначально служил там в качестве его Главного Архивариуса, а с 1889 года вплоть до своей смерти в 1905 году занимал пост его Генерального Секретаря.

Часть I. ЭЛГИН В ПОИСКАХ ДРЕВНОСТЕЙ В ГРЕЦИИ (1800-1806)

В конце марта 1800 года жители Афин увидели группу иностранцев, шествующую по городу, больше походившему в то время на деревню. Иностранцев было шестеро во главе с вице-консулом Великобритании Спиридоном Логофетисом Хоматьяносом. Во время своего пути по улицам города они обращали особое внимание на памятники древности.

Появление в Афинах иностранцев — особенно европейцев, или «франков», как называли людей в европейском платье — не прошло незамеченным, как это было бы сегодня, напротив, оно возбудило всеобщее любопытство. Не только их одежда или их компания казались необычными: их занятия тоже представлялись местным жителям чем-то чужестранным. Вскоре афиняне уже знали, что новоприбывшие были итальянскими художниками и архитекторами, присланными британским послом в Константинополе Томасом Элгином для того, чтобы сделать зарисовки афинских памятников для его личного пользования и выполнить еще кое-какие поручения насчет древних произведений искусства. Кажется, тогда же до афинян дошли слухи о том, что эти художники собираются снять некоторые барельефы и статуи с Парфенона.

Безымянный афинский автор, оставивший нам рукописную хронику Афин — единственный источник информации о периоде с 1703 по 1799 годы — приводит в хронологическом порядке список прибывавших в Афины иностранных посетителей, таких, как французский посланник в Константинополе Шуазель-Гуффье (1784), аббат Ипполит де Монморанси-Леваль, англичане Хоукн (1796) и Туодделл (умер в Афинах 13 июля 1799 и был похоронен в Фисио); а вслед за ними автор упоминает и прибытие в Афины делегации художников от лорда Элгина в следующих словах: «К концу июля того же 1799 года милорд Элгин, Чрезвычайный посол Великобритании в Оттоманской Порте, послал в Афины нескольких художников из Рима и Неаполя, чтобы разведать аттическую землю и раскопать мраморные изваяния и древние сооружения, а также снять с прославленного храма Афины наиболее выдающиеся статуи, которые ослепляли и восхищали всех путешественников. На последнее он не получил дозволения». Здесь хроника заканчивается и следует еще одна строка: «В 1800 году, когда господин Хаджи Гуссейн был воеводой во второй раз».

Помимо этого краткого упоминания, ничего не было написано знающими людьми в Афинах или где бы то ни было по поводу Элгина, а если и было, то до нас не дошло. Впрочем, кому бы пришло в голову описывать антикварные разыскания иностранцев в годы рабства и мрака, когда мысли и желания каждого человека были направлены на собственное выживание?

Рисунок Дж. Стюарта. Акрополь в 1753 году

Когда посланцы Элгина прибыли в Афины, город пребывал в жалком состоянии упадка, и условия жизни в нем были плачевны. Не только наш безымянный хронист, но и всякий, кто побывал в Афинах до 1815 года, свидетельствует о таком положении дел, которое было результатом жестокости предыдущего воеводы турка Хасеке. Этот человек тиранил город с 1771 по 1795 годы, конфискуя имущество горожан, облагая их незаконными налогами, бросая их в тюрьму и вешая. Хасеке, по его же словам, желал превратить Афины в свою вотчину. Вдобавок к этой напасти две страшные эпидемии чумы в 1789 и 1792 годах значительно сократили население города: около 2000 человек умерло, большинство бежало, спасаясь от тирании и повторных вспышек эпидемии. По этим причинам население Афин, как сообщает Пукевилль, составляло в 1815 году только 7000 жителей. В 1800 году, во время появления Элгина, оно было, несомненно, еще меньше. Город, заключенный в стены, построенные Хасеке, теснившийся в основном вокруг Акрополя и большею частью лежащий в руинах, производил тогда впечатление бедной деревеньки.

Политическая обстановка, царящая в городе, была еще хуже. Люди разделились на враждующие друг с другом группировки вокруг старейшин, воеводы и епископа. Та партия, что теряла власть, беспрерывно отправляла в Константинополь своих посланцев, чтобы выдвигать обвинения против администрации, епископа или плести новые интриги. Иностранные державы, представленные в Константинополе, не раз вмешивались в афинские дела, поддерживая ту или иную сторону, так как их консулы, будучи известными жителями Афин, были вовлечены в эти политические игры. Так, «Афинская хроника» рассказывает нам, что афинский епископ Афанасий был восстановлен на своей кафедре в 1789 году, после того как его отправили в ссылку «по предписанию и под влиянием иностранного сановника», против которого патриарх был бессилен. Впоследствии Анастасия снова сместили «и приказ о низложении был доставлен в Афины телохранителем британского посла, так же как и другие письма патриарха, назначающие и утверждающие Венедикта в качестве действительного пастыря и правителя этой области».

Когда Элгин начал свою охоту за древностями, афинским епископом был Григорий, уроженец Митилены. Он пришел вслед за Афанасием в 1799 году. Вот что говорит «Хроника» об этих двух главах афинской церкви: «Покойный Афанасий был глубоко сведущ в греческом, кроме того, что был обучен и турецкому языку; он был весьма выразителен и красноречив, и в церкви говорил без подготовки; в то время как Григорий, хотя и не вовсе лишенный учености, в церкви не мог произнести ни слова». Григорий прибыл в Афины в январе 1800 года. Сурмелис в «Истории Афин во время османского правления» говорит об этом епископе, что тот стал гонителем просвещения и всеми доступными средствами старался уничтожить «Общество друзей наук и искусств», которое при своем основании в 1812 году. в Афинах было нацелено на создание школ и охрану древностей. Григорий считал, что «Общество» представляет собой порождение зла и приведет к нежелательным последствиям. «И он говорил, как турок» — добавляет Сурмелис.

В числе старейшин, вовлеченных в предприятие Элгина по разысканию древностей, был упомянутый выше консул Великобритании Спиридон Логофетис, чей дом служил пристанищем для всех английских путешественников. Сурмелис отмечает, что Логофетис был весьма видным, самым мудрым и проницательным из афинских старейшин. Байрон, со своей стороны, описывает его как алчного и грубого человека, которого могла тронуть лишь опасность потери одного или двух пенсов.

Так обстояли дела в Афинах, когда туда прибыла делегация художников от Элгина; обстоятельства как нельзя более способствовали тому, чтобы эти люди выполнили возложенное на них дело, не встретив почти никаких препятствий или сопротивления.

далее >>>